Регуляторные риски

Регуляторный риск – опасность наступления финансовых и репутационных потерь вследствие несоблюдения требований законодательства и подзаконных актов, издаваемых регулирующими органами.

Все отрасли регулируются по-разному. Это связано с особенностями бизнес-процессов и оценкой их влияния на общество, граждан, экономику региона или государства, экологию, структуры власти, систему государственного или регионального управления. Некоторые отрасли считаются сильно зарегулированными, например, производство, хранение и транспортировка химически активных и пожароопасных веществ, или общественное питание, в связи с его социальной значимостью. В первом случае причиной регулирования является повышенная опасность для экологии, важных объектов инфраструктуры, населения. Во втором случае — опасность причинения значительного вреда здоровью населения, вероятность значительного увеличения нагрузки на систему здравоохранения.

Значительная часть мероприятий по регулированию являются общими для всех, например государственная регистрация предприятия, необходимость соблюдения требований законодательства в области корпоративного права, ведение бухгалтерского и налогового учета, соблюдение трудового, налогового и таможенного законодательства, общих технических регламентов и правил, например противопожарной безопасности или дорожного движения.

Субъектом регулирования почти всегда выступает государство, в редких случаях региональные органы власти и самоуправления. Объектами отраслевого регулирования выступают предприятия различных форм и образований, непосредственно осуществляющие определенные виды деятельности в соответствующих отраслях, и вспомогательные, обеспечивающие первых продуктами, сырьем, материалами, оборудованием, выполняющие подготовительные операции или иным образом участвующие в производственной цепочке. При этом субъектом общего регулирования выступают все предприятия без исключения, в том числе, чья деятельность по отраслевому признаку не регулируется вовсе, например, занимающиеся оптовой реализацией товаров промышленного назначения, не требующих сертификации.

Иными словами, целью регулирования является снижение рисков государства, влекущих существенный ущерб экологии, конкретному гражданину, обществу или системе государственного управления, а объектом регулирования являются все, от кого эти риски могут исходить.

В последние годы предпринято немало усилий для снижения регулирования, применена так называемая «регуляторная гильотина», однако, данный процесс существенно повлиял далеко не на все отрасли и сегменты, а для некоторых отраслей отмененные требования просто были заменены новыми, более современными.

Особое внимание следует обратить на то, что сразу после отмены некоторых отраслевых или межотраслевых инструкций появилось новое требование — каждое предприятие стало обязано самостоятельно разработать целый ряд обязательных документов, в соответствии с установленными правительством правилами. Таким образом правительство не только повысило риски предприятий и их руководителей, но и вынудило их составлять еще больше внутренних нормативных документов.

Игнорирование регуляторных рисков может иметь «двойное дно».

В случае выявления уполномоченным органом допущенных предпринимателем нарушений, такой орган вправе применить в отношении предприятия весьма болезненные санкции – от значительного штрафа, которые иногда выражены суммами с шестью нулями, до приостановки деятельности.

Если вследствие несоблюдения предприятием обязательных требований наступят негативные последствия, например случится авария, и если в результате аварии будет причинен значительный ущерб экологии, имуществу третьих лиц, здоровью работников, потребителей или иных граждан, к значительным суммам штрафов и приостановке деятельности добавятся требования о возмещении вреда и ущерба, а также весьма вероятно привлечение к уголовной ответственности руководителя, как необеспечившего безопасное оказание услуг / выполнение работ.

Ввиду большой вероятности выявления уполномоченным органом нарушений и вероятности наступления крайне негативных последствий, после которых не многим удается «вернуться в строй», регуляторным рискам уделяют особое внимание.