Управленческий риск – вероятность наступления неблагоприятных последствий вследствие ошибок в бизнес-процессах, недостаточного или избыточно регулирования и контроля, принятия неверных оперативных решений.
Бизнес-процессы существуют на любом предприятии, не зависимо от того, как их здесь называют. В зависимости от масштабов предприятия, сложности его структуры и технологических цепочек, проектированием (созданием) бизнес-процессов занимаются специально приглашенные для этого исполнители, либо непосредственно руководители, отвечающие за управление предприятием и отдельными его подразделениями. В обоих случаях, при проектировании возможны ошибки, не учитывающие особенности бизнес-модели, внешние условия или обстоятельства, связанные с особенностями используемого оборудования, дефицитом кадров определенной квалификации, недостатками программного обеспечения. Внедрение бизнес-процессов требует осторожного их отлаживания, отработки каждого этапа, корректировок, адаптации к реальным условиям работы предприятия, что, к сожалению, далеко не всегда происходит, что приводит к значительным рискам.
Вместе с тем, даже идеально созданные бизнес-процессы требуют регулярного аудита, настройки, адаптации к изменившимся внутренним или внешним условиям.
Отдельные технологические цепочки промышленных предприятий подвергаются аудиту каждый раз при изменении любой составляющей, при запуске нового продукта, изменении рецептуры или других параметров выпускаемой продукции, увеличении выпуска продукции, обновлении или ремонте оборудования без полной остановки производства.
Другие бизнес-процессы любого предприятия, а не только производственного, также нуждаются в периодическом аудите и корректировке после внутренних или внешних изменений. Игнорирование данного правила приводит к стихийному управлению предприятием, постепенно, но все больше и больше нарушает производственный процесс, снижает эффективность, увеличивает регуляторные, коммерческие и кадровые риски.
В зависимости от сложившихся на предприятии подходов, корректировка бизнес-процессов производится превентивно, непосредственно при изменении внешних или внутренних обстоятельств, например, после принятия регулирующим органом нормативного акта, утверждения новой должности и появления назначенного на эту должность работника, замены программного обеспечения, либо по факту наступления негативных последствий, вызванных такими изменениями, например, наложения административным органом первого штрафа за невыполнение предприятием новых требований, жалоб от работников, клиентов, покупателей, поставщиков или иных контрагентов.
Принимая то или иное оперативное решение, в том числе о внесении изменений в существующие бизнес-процессы, руководитель предприятия или подразделения опирается на имеющуюся у него информацию, оценивает необходимость совершения тех или иных действий, риски, возникающие вследствие их совершения или несовершения, масштаб неблагоприятных последствий.
Ошибки управленческих решений, в том числе принятия неверных решений, непринятия важных решений или несвоевременного их принятия, возникают вследствие высокой загрузки руководителя оперативными задачами, недостаточного или несвоевременного информационного обеспечения, в том числе и в результате отсутствия на предприятии системы сбора и передачи важной внешней и внутренней информации, необходимой для принятия правильных решений, отсутствия подходов к управлению задачами и принятию решений, в том числе игнорирование необходимости оценки вероятности наступления нежелательных последствий и их последствий.
К сожалению, к управленческим рискам также относится сопротивление руководителей разного уровня, которые в силу различных причин могут замалчивать важную информацию, подавать ее в искаженном виде, сопротивляться внедрению и оптимизации бизнес-процессов. Такое сопротивление далеко не всегда выражено в явной форме или направлено на получение личной выгоды, зачастую оно вызвано усталостью, привычками или внутренними конфликтами.
Управление управленческим риском заключается в создании системы обмена внешней и внутренней информацией, создании методик целенаправленного сбора и оценки информации, рисков и последствий в случае наступления неблагоприятных событий, периодическом внешнем аудите бизнес-процессов, корректировке действующих бизнес-процессов и отдельных управленческих решений.