Коммерческие риски

Коммерческий риск – риск финансовых и репутационных потерь, возникших вследствие ненадлежащего выполнения обязательств контрагентами, в результате ошибок планирования и управления или изменения конъюнктуры.

Иногда все риски коммерческого предприятия относят к коммерческим. И это понятно, ведь главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли, а любое негативное событие напрямую или опосредовано ведет к финансовым потерям или упущенной выгоде. К негативным последствиям зачастую приводит существенное изменение законодательства или иных нормативных актов, поведение работников, трудовые споры, ошибки в планировании, управлении финансами и запасами, организации логистики, производства и так далее…

Тем не менее, в более узком понимании, коммерческим риском являются решения о выборе контрагентов, создании альтернативных источников поставок товаров, сырья и материалов, запасных частей, об условиях поставки, доставки и оплаты, а также оценка конъюнктуры, производственных и логистических возможностей предприятия, его подрядчиков и исполнителей.

В управлении коммерческими рисками существенное значение имеют вероятность наступления того или иного негативного события и масштаб последствий в результате наступления негативного события. Принятие правильного решения о мерах, необходимых для снижения риска, зависит от правильной оценки вероятности наступления негативного события и масштабов последствий, с учетом особенностей конкретного бизнеса и предприятия. Например, для импортера товаров, имеющих аналоги, производящиеся внутри страны, курсовая разница валют имеет весьма существенное значение, в то время как для импортера комплектующих, сырья и материалов, не имеющих аналогов, производящихся внутри страны, но востребованных в производственных цепочках, курсовая разница будет иметь несравнимо меньшее значение, поэтому и отношение к данному риску у этих импортеров будут разное, и мероприятия по снижению риска ими будут реализовываться различные.

Вместе с тем, у большинства предприятий есть риски, способные в одинаковой степени повлиять как на их репутацию, так и на масштабы ущерба. К таким рискам относится:

  • выбор контрагентов, в первую очередь поставщиков товаров, оказывающих непосредственное влияние на объемы и качество продукции, исполнителей, оказывающих непосредственное влияние на сроки доставки товаров и его сохранность, либо от которых зависит качество и сроки выполнения основного заказа;
  • условия договоров, заключенных в первую очередь с обозначенными выше контрагентами;
  • выбор альтернативных поставщиков товаров, сырья и материалов или им равных аналогов.

Перебои с поставками основных товаров, сырья или материалов, возникшие по вине контрагента или по иным обстоятельствам, задержки доставки грузов или их утрата вследствие ненадлежащего исполнения перевозчиком своих обязанностей, способны существенно нарушить производственный цикл не только производственного предприятия, но и розничного магазина.

Невнимательность к условиям, изложенным в договорах и иных документах, заключаемых с контрагентами, в первую очередь с поставщиками / исполнителями и с покупателями / заказчиками, наряду с неверной оценкой возможностей предприятия, часто приводит к потерям репутации, вплоть до включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также весьма значительным и болезненным материальным потерям вследствие отказа заказчика / покупателя от товара или работ ненадлежащего качества, либо в связи с существенным нарушением сроков поставки / выполнения работ.

Управление коммерческими рисками – работа, которая обязательно должна быть реализована на каждом предприятии на регулярной основе, с учетом индивидуальных особенностей осуществляемой деятельности, специфики рынка, контрагентов и прочих факторов, оказывающих значительное влияние на бизнес-процессы и конечные (финансовые) результаты.