Печать отправляется в историю

Печать появилась задолго до возникновения книгопечатания. Так как многие правители не умели писать, они стали использовать печать вместо подписи на различных документах. С распространением грамотности печать стала использоваться в качестве средства индивидуализации и подтверждения подлинности документов. В разное время печати изготавливали из камня, металла, дерева, смолы, резины и более современных полимерных материалов. Клеймо также является разновидностью печати, его ставили как на документах, например берестяных грамотах, так и на различный изделиях из глины, дерева или металла.

Многие столетия изготовление печатей было под силу лишь немногим мастерам, являлось очень дорогим удовольствием, поэтому иметь печать могли лишь немногие очень знатные и богатые особы. При правителях даже существовали специальные должности – хранитель печати.

Время шло, технологии изготовления печатей совершенствовались, их стоимость постепенно снижалась, а области применения расширялись вместе с прогрессом. Печатями стали пользоваться чиновники не только высокого, но и среднего рангов, промышленники, помещики и прочие обеспеченные люди. Тем не менее, до начала 90-х годов ХХ века, печать оставалась довольно дорогим и сложным средством индивидуализации, способным подтвердить подлинность и авторство документа или изделия, поскольку ее подделка представляла собой особую сложность и была под силу лишь не многим талантливым граверам.

Общим для всех видов печати является цель – подтверждение авторства и/или подлинности, поэтому, до тех пор, пока изготовление печати оставалось дорогим и очень сложным процессом, о массовой подделке клейм и печатей не могло быть и речи, следовательно, печать обеспечивала свою главную функцию – удостоверение подлинности документов.

Революция в изготовлении печатей

В 1993 году в Россию пришла технология лазерной гравировки, которая позволила поставить изготовление печатей на поток, но, при этом, упростила изготовление дубликатов и просто подделок.

Если в 90-х годах дубликаты печатей составляли только малую часть от общего числа печатей, использующихся в деловом обороте, то в начале 2000-х количество таких дубликатов измерялось десятками процентов от общего числа всех печатей. Появление большого количества относительно недорого оборудования для изготовления печатей, в том числе технологий, позволяющих изготавливать печати по оттиску, простота и дешевизна изготовления дубликатов, которые без специальных знаний и оборудования практически невозможно отличить от оригинала, привело к постепенной утрате доверия к печати, как к способу удостоверения авторства и подлинности.

Сейчас уже никто не может быть уверен, что оттиск печати, стоящий на документе, выполнен той самой оригинальной печатью. Случается, что даже сами владельцы оригинальной печати не могут отличить ее оттиск от оттиска поддельной, что уж говорить о всех остальных участниках оборота.

Исключение, хотя и весьма условное, составляют лишь оттиски гербовых печатей органов власти. Не многие предприниматели возьмутся изготовить дубликаты таких печатей по оттиску, что, однако, не может полностью исключить появления поддельного оттиска такой печати на документе.

Красивый атрибут и не более

В наше время оттиск печати на каком-либо документе имеет чисто декоративный характер. Такой оттиск ничего уже не подтверждает, хотя и создает пока еще иллюзию подлинного документа, успокаивает. Конечно, в большинстве случаев нет никакого смысла ставить на документе оттиск поддельной печати, однако, когда этот документ порождает возникновение прав или обязанностей, исчисляемых значительными денежными суммами, вероятность появления на документе поддельной печати сильно возрастает. Тот факт, что оттиск был поставлен в Вашем присутствии, в отличии от собственноручной подписи, никак не защищает от риска признания в будущем такого оттиска поддельным, потому как лицо, использующее печать, может даже не догадываться о том, что она не является подлинной.

Сложности при отказе от использования печати

Не смотря на понимание очевидно декоративного характера печати многие предприниматели и граждане не спешат с отказом от использования печати в обычной деятельности. Это объясняется растерянностью и отсутствием понимания, какой механизм позволяет получить хоть какое-то подтверждение подлинности документа.

Федеральным законом от 06.04.2015 №82-ФЗ правительство Российской Федерации начало процесс упразднения печати как способа подтверждения авторства и подлинности документа. С 2016 года большинство негосударственных хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации освобождены от обязанности использовать печать для заверения документов, но могут продолжать ее использовать по своему желанию.

Сразу после вступления в силу Федерального закона от 06.04.2015 №82-ФЗ возникало множество споров, когда печать должна применяться обязательно, а когда она обязательной не является. Более того, для признания документа, на котором отсутствовала печать юридического лица, многие требовали предъявить устав или иной документ, подтверждающий отказ юридического лица от использования печати, а также приказы или решения о назначении генерального директора, содержащие образцы его подписи. Иными словами, отказ организации от использования печати приводил, да и сейчас приводит к спорам между контрагентами и дополнительным проверкам полномочий.

Решение проблемы

Как это ни странно, но многие руководители до сих пор не видят света в конце тоннеля. А между тем решение является очевидным и очень простым — переход на электронный документооборот.

С помощью электронной подписи и электронного документа решаются почти все проблемы:

Электронную подпись невозможно подделать;

Электронный документ невозможно подделать;

Электронная подпись проверяется программно-техническими средствами в любой момент;

При использовании электронной подписи печать не требуется;

При осуществлении электронного документооборота через оператора, зарегистрированного в Роскомнадзоре, оператор проверяет полномочия пользователя, фиксирует его действия, удостоверяет действительность и подлинность электронной подписи на момент подписания документа, дату и время его подписания. В большинстве случаев протокол проверки подписи и штамп времени, предоставленные оператором ЭДО, являются достаточными доказательствами в налоговом органе и суде. Единственное, о чем должен позаботиться владелец — о сохранности закрытого ключа электронной подписи, потому что, в случае его утраты, все документы, подписанные с его помощью, будут считаться подписанными самим владельцем электронной подписи.

Конечно, уже существуют случаи, когда злоумышленнику удается завладеть закрытым ключом чужой электронной подписи и совершить с его помощью противоправные действия. Однако, в большинстве случаев граждане сами виноваты в этом, были небрежны в хранении закрытого ключа или иным образом предоставили злоумышленнику доступ к своей электронной подписи. Тем не менее, злоупотребления с использованием электронной подписи выражены несколькими десятками случаев в год, в то время как злоупотребления с бумажными документами, подписанными «собственноручными» подписями и скрепленными «печатями», исчисляются ежегодно тысячами.